Суббота, 22.07.2017
Сайт школы № 5 г. о. Серпухова
Увеличить страницу

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Меню сайта
Категории раздела
Тематические недели [3]
статьи, отчеты, методики
Уроки учителя математики О.А.Шашиной [0]
Статьи [3]
Страничка учителя биологии и химии Н.Г.Оробинской [0]
Мастер-класс [1]
Неделя русского языка [4]
О.С.Шилина [1]
Здоровье [0]
Выступление на педсовете [3]
Документы

УВЕЛИЧИТЬ лист 1
УВЕЛИЧИТЬ лист 2
Приложение к лицензии.
УВЕЛИЧИТЬ
Приложение к свидетельству.
Мини-чат
Наш опрос
Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
Всего ответов: 0
Статистика
Главная » Статьи » Педагогические публикации » Выступление на педсовете

«Использование личностно-ориентированных технологий как средство социализации личности».

«Использование личностно-ориентированных технологий

как средство социализации личности».


План:

1. Основные положения личностно-ориентированного обучения.

2. Использование личностно-ориентированных технологий как средство социализации личности.

Вступление. Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а "встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное "окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет "вектор” индивидуального развития.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного  обучения у Вас представлены на столах в виде Приложения 1 и они таковы: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя. 

По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н. можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.

Якиманская И.С. выделяет следующие особенности личностно-ориентированных технологий.  

ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

СРЕДСТВА достижения  педагогом этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

На столах представлено Приложение 2– Заповеди педагогического общения – ознакомьтесь с ними.


Основные подходы личностно-ориентированного образования

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).

 Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

  • технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
  • педагогика сотрудничества;
  • гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;

·        система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;

  • технология полного усвоения знаний;
  • адаптивная система обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • проблемное обучение;
  • технологии разноуровневого обучения;
  • технология исследовательского обучения;
  • технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

·        коллективный способ обучения;

·        технологии модульного обучения.

При подготовке документов на аттестацию мы используем книгу Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии».  Герман Константинович выделяет следующие педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса – это:

Подробнее мы остановимся на первых двух технологиях.

Прложение 3. Технологии.

Все усилия современного образования, поиск и внедрение все новых и новых педагогических технологий сводятся к тому, чтобы в результате обучения и воспитания «вышла в жизнь социально адаптированная личность».

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3.  Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

-сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, "стать как все";

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Заключение. Подводя итог выступления, следует отметить, что сегодня были рассмотрены лишь общие принципы личностно-ориентированного подхода и его влияние на социализацию личности. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения. Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач обучения и воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем».

Закончить свое выступление я хочу словами Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь». 

Говорите, учите и вовлекайте! 

Спасибо за внимание!

Категория: Выступление на педсовете | Добавил: sch5-ser (08.11.2013)
Просмотров: 2685 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Директор школы

Светлана Викторовна Тузова

Приемный день: четверг с 15:00-17.30

  • Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д.42а.

  • Телефон/факс:
    (4967)726421
  • E-mail:
    school5_serpuhov@mail.ru
  • Школа в картинках
    Аттестация


    1 триместр -
    01.09.2016 - 30.11.2016
    2 триместр -
    01.12.2016 - 28.02.2017
    3 триместр -
    01.03.2017 - 28.05.2017

    Расписание звонков

    Первая смена


    1 урок: 8.00-8.40
    2 урок: 8.50-.9.30
    3 урок: 9.45-10.25
    4 урок: 10.35-11.15
    5 урок: 11.25-12.05
    6 урок: 12.20-13.00
    7 урок: 13.10-13.50

    Вторая смена


    1 урок: 13.30-14.10
    2 урок: 14.30-15.10
    3 урок: 15.20-16.00
    4 урок: 16.10-16.50
    5 урок: 17.00-17.40

    Каникулы

    Осенние
    29.10.2016 - 06.11.2016 (9 дней)
    Зимние

    30.12.2016 - 11.01.2017 (13 дней)
    Весенние

    25.03.2017 - 02.04.2017 (9 дней)
    Летние

    27.05.2017 - 31.08.2017 (для учащихся 1 классов)
    Летние

    28.05.2017 - 31.08.2017 (для учащихся 2-8, 10 классов)

    Полезные сайты
    1. Министерство образования и науки РФ

    2. Министерство образования Московской области

    3. Комитет по образованию г. Серпухова

    4. УМЦ г. Серпухова

    5. Каталог-рейтинг образовательных учреждений РФ

    7. Официальный сайт музея МОУ СОШ №5
    Телефоны помощи
    Архив записей
    МОУ СОШ №5 © 2017
    Хостинг от uCoz