Вторник, 25.09.2018
Сайт школы № 5 г. о. Серпухова
Увеличить страницу

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Меню сайта
Документы

УВЕЛИЧИТЬ лист 1
УВЕЛИЧИТЬ лист 2
Приложение к лицензии.
УВЕЛИЧИТЬ
Приложение к свидетельству.
Мини-чат
Наш опрос
Что для Вас важнее: оценка или знания?
Всего ответов: 198
Статистика

ПРОЕКТ

«МАТЕМАТИКА ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ».

 

Устал-проси чаю.

Жарко-выпей чаю.

Хочешь согреться-пей чай.

 

                                                                                                                                         Грузинская мудрость.

Вступление.

Мы с подругой любители красиво накрыть стол, заварить ароматный чай и долго разговаривать про все на свете. Во время чаепития вода в чайнике может быстро остыть, чай становиться не таким вкусным и приходится снова подогревать воду. Мы знаем, что вода остывает в силу ряда физических явлений. Но нам кажется, что температура воды в чайнике зависит не только от них. Мы решили исследовать данную проблему с точки зрения математики.

С 1 класса,  изучая математику, мы все время говорим, что математика применяется везде. В школе мы видим применение математики на уроках физики (работа с формулами), географии (масштаб, вычисление), технологии (чертежи и вычисления) и т. д. А как применяется математика в нашей обыденной жизни? Чтоб ответить на этот вопрос мы и выбрали эту тему.

Перед началом своей работы мы выдвинули гипотезу, опираясь на свой жизненный опыт. Как вы все знаете, горячий напиток в блюдце остывает быстрее, чем в стакане, т. к. чем больше площадь поверхности, тем быстрее идет остывание.

Гипотеза нашего исследования: При одинаковом объеме, чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем медленнее остывает в нем вода.

Цель нашей работы: экспериментально         установить зависимость сохранности температуры воды в чайнике от площади его полной поверхности.  

            Объект исследования: заварочные чайники разных форм, объемом примерно 300мл.

            Методы исследования:

  • Эксперимент;
  • Классификация;
  • Моделирование.

 

Для реализации цели и проверки гипотезы мы поставили следующие задачи:

  1. Изучение формул площадей поверхностей различных пространственных тел;
  2. Вывод зависимости температуры воды в чайнике от площади поверхности самого чайника;

 

            Перед началом своей работы мы составили поэтапный план. Вы можете его увидеть на слайде.

Сроки

Этап работы

Ожидаемый результат

1.

Сентябрь

  • Выбор темы, проблемы проекта.
  • Уточнение формулировки темы проекта и вида проектного продукта.
  • Ознакомление с критериями оценивания.
  • Начало сбора и изучения информации по теме проекта.

Сформулирована тема проекта, понятна проблема и цель

 

2.

Октябрь

  • Продолжение сбора информации по теме проекта,  ее анализ и отбор.
  • Разработка плана работы над проектом.
  • Подготовка к предзащите.

Составлен план работы над проектом.

Готовность к предзащите.

3.

Ноябрь

  • Предзащита.
  • Внесение корректировок в работу над проектом в соответствии с рекомендациями, полученными на предзащите.
  • Начало работы над проектным продуктом:
  • Рассмотрение различных форм чайника;
  • Выбор необходимых формул, изучение входящих в эти формулы компонентов;
  • Выполнение необходимых расчетов.

Предзащита, работа над проектным продуктом.

4.

Декабрь

  • Продолжение работы над проектным продуктом:
  • Работа с формами
  • Проведение необходимых вычислений
  • Начало работы над письменной частью, составление тезисов для печати в сборнике Конференции.

Работа над письменной частью, окончание работы над проектным продуктом.

5.

Январь

  • Завершение работы над проектным продуктом.
  • Получение экспертной оценки.
  • Проведение открытого внеклассного занятия.
  • Продолжение работы над письменной частью проекта.

Проведение открытого внеклассного мероприятия, внесение итогов мероприятия в письменную часть

 

6.

Февраль

  • Завершение работы над письменной частью.
  • Подготовка к защите проекта
  • Проверить соответствие проекта критериям.
  • Репетиция выступления по регламенту.
  • Подготовка к презентации.
  • Защита проекта на НПК.

Готовность письменной части и компьютерная презентация защиты проекта

 

7.

Март-Апрель

  • Защита проекта на школьной НПК.

Удачная защита проекта.

 

Для теоретической части основную информацию мы брали из учебника Левона Сергеевича Атанасяна «Геометрия 10-11».Мы изучили информацию о сфере, шаре, цилиндре и прямоугольном параллелепипеде, т. к. заварочные чайники, найденные нами,  имели форму этих геометрических тел. Рассмотрели формулы площадей поверхности этих тел. Нашли все измерения, входящие в эти формулы. Выполнив необходимые действия, получив, значения площадей поверхностей тел, мы составили таблицу, которую вы можете видеть на слайде:

 

 

 

 

 

 

 

Форма чайника

 

Цвет

Объем

Площадь поверхности

Шар

 

 

Белый

300 мл

422,52 см2

Цилиндр

 

 

Бежевый

300 мл

450,65 см2

Параллелепипед

 

Белый с орнаментом

300 мл

434,78 см2

 

Сравнив данные вычислений и измерений, сделаливывод: оказывается, при одинаковом объемесамую меньшую площадь полной поверхности имеет шар.

 

В экспериментальной части нашей работы мы проверяли как зависит температура воды в чайнике от площади его полной поверхности.

 

Для практической части мы выбрали заварочные чайники  по следующим критериям:

  1. Приблизительно одного объема (300 мл);
  2. Цвет каждого чайника был светлым (так как темные тела лучше принимают энергию излучения и лучше ее отдают);
  3. Одного материала (фаянсовые), так как фаянс обладает худшей теплопроводностью, чем металл, а значит, в нём будет более высокая температура;
  4. Наливали в заварочные чайники воду одной температуры (из одного электрического чайника);
  5. В каждом заварочном чайнике закрывали носик и крышку, чтобы вода не испарялась.

 

Для проведения эксперимента нам потребовались следующие инструменты и нагревательные приборы:

  1. Линейка;
  2. Швейный сантиметр;
  3. Штангенциркуль;
  4. Электрический чайник;
  5. Термометр для измерения температуры воды;
  6. Ножницы;
  7. Скотч.

 

Мы учли все физические составляющие нашего исследования и сосредоточились на математических составляющих. Температура,  налитой воды в заварочные чайники разной формы,  во время эксперимента была одинаковой, равной 1000. Время эксперимента для любого чайника было 15 минут. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что температура воды зависит от площади полной поверхности чайника. По итогам эксперимента мы составили таблицу, в которой сопоставили форму чайника, площадь его полной поверхности и температуру воды в чайнике.

 

Форма чайника

Цвет

Объем

Температура воды перед началом эксперимента

Температура воды после окончания эксперимента

Время

Площадь поверхности

Шар

Белый

300 мл

1000

700

15 мин

422,52 см2

Цилиндр

Бежевый

300 мл

1000

680

15 мин

450,65 см2

Параллелепипед

Белый с орнаментом

300 мл

1000

670

15 мин

434,78 см2

 

Найденные нами закономерности, позволили сделать следующий вывод: при одинаковом объеме наименьшую площадь  полной поверхности имеет чайник в форме шара. Именно в нем вода за время эксперимента меньше всего остыла.

Во время презентации исследовательского проекта в нашем классе на мы провели социологический опрос. В котором  узнали, как заваривают чай наши одноклассники. Опрос показал, что большинство  (70%) семей используют самый экономичный чайник – в виде сферы. В ходе презентации мы поняли, что проект надо продолжить, рассмотрев этот вопрос с физической точки зрения.

Мы считаем, что добились цели своего проекта, так как провели исследование, установили зависимость сохранности температуры воды в чайнике от площади полной поверхности самого чайника. Гипотеза, поставленная нами перед началом нашего проекта подтвердилась, при одинаковом объеме, чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем медленнее остывает в нем вода. Также мы рассказали своим друзьям, родственникам и близким какой чайник лучше иметь на кухне.

Многим кажется, что математика – это сухая наука, но работая над своим проектом, мы поняли, что многое в нашей повседневной жизни строится на математических законах.

Презентация проекта ...

 

Вход на сайт
Поиск
Директор школы

Светлана Викторовна Тузова

Приемный день: четверг с 15:00-17.30

  • Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д.42а.

  • Телефон/факс:
    (4967)726421
  • E-mail:
    school5_serpuhov@mail.ru
  • Школа в картинках
    Аттестация


    1 - 9 классы:

    1 триместр -
    03.09.2018 - 30.11.2018
    2 триместр -
    01.12.2018 - 28.02.2019
    3 триместр -
    01.03.2019 - 31.05.2019 (1-8 классы)
    3 триместр -
    01.03.2019 - 24.05.2019 (9 классы)
    10 - 11 классы:

    1 полугодие -
    01.09.2018 - 28.12.2018
    2 полугодие -
    10.01.2019 - 31.05.2019 (10 классы)
    2 полугодие -
    09.01.2019 - 24.05.2019 (11 классы)

    Расписание звонков

    Первая смена


    1 урок: 8.00-8.40
    2 урок: 8.50-.9.30
    3 урок: 9.45-10.25
    4 урок: 10.35-11.15
    5 урок: 11.25-12.05
    6 урок: 12.20-13.00
    7 урок: 13.10-13.50

    Вторая смена


    1 урок: 13.30-14.10
    2 урок: 14.30-15.10
    3 урок: 15.20-16.00
    4 урок: 16.10-16.50
    5 урок: 17.00-17.40

    Каникулы

    Осенние
    27.10.2018 - 05.11.2018 (10 дней)
    Зимние

    29.12.2018 - 09.01.2019 (12 дней)
    Весенние

    23.03.2019 - 31.03.2019 (9 дней)
    Летние

    26.05.2019 - 31.08.2019 (для учащихся 1 классов)
    Летние

    1.06.2019 - 31.08.2019 (для учащихся 2-8, 10 классов)

    Календарь
    «  Сентябрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    Полезные сайты
    1. Министерство образования и науки РФ

    2. Министерство образования Московской области

    3. Комитет по образованию г. Серпухова

    4. УМЦ г. Серпухова

    5. Каталог-рейтинг образовательных учреждений РФ
    Телефоны помощи
    Архив записей
    МОУ СОШ №5 © 2018
    Хостинг от uCoz