Пятница, 22.09.2017
Сайт школы № 5 г. о. Серпухова
Увеличить страницу

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Меню сайта
Документы

УВЕЛИЧИТЬ лист 1
УВЕЛИЧИТЬ лист 2
Приложение к лицензии.
УВЕЛИЧИТЬ
Приложение к свидетельству.
Мини-чат
Наш опрос
В школе проводятся много интересных мероприятий в урочное и свободное (внеурочное время)
Всего ответов: 0
Статистика

Проблемное обучение в начальной школе.

                                             Дыкина Ю.В.

 

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливаеих ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

(Шалва Амонашвили).

 

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий. Эта ситуация и называется проблемной. Она рассматривается как центральное звено проблемного обучения, одно из условий возникновения познавательной потребности, так как помогает учащимся осознать значение темы урока в целостном процессе обучения. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы, и деятельность ученика, подчиняясь достижению цели, приобретает активный, целенаправленный характер.

На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию.

В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные  нагрузки.

Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

В литературе предлагаются различные приёмы создания проблемных ситуаций. Попытка реализовать их на практике не всегда поначалу  оказывается удачной, поскольку содержание многих приёмов по формулировке порой бывает недостаточно понятным. Поэтому пришлось пойти по другому пути: искать в литературе и на уроках коллег примеры фрагментов уроков, содержащие проблемные ситуации. Постепенно сложился алгоритм действий, который можно использовать для того, чтобы освоить проблемный метод обучения.

Первым этапом явилось создание банка проблемных ситуаций. На втором этапе осуществилась систематизация приёмов на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л (кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО г. Москва):

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
  3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
  3. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Третий этап – использование наиболее эффективных для содержания урока проблемных ситуаций.

 Прием 1.

«Русский язык» 2 класс

Непроизносимые согласные.

На доске записано слово вестник.

- Прочтите это слово орфографически,  орфоэпически. (вест-ник, Iв,есн,икI )

- Что вас удивило? (Буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится.)

- Какой вопрос у вас возникает?

( Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят.)

  Прием 2.

«Окружающий мир» 1 класс

Родная природа

Март. Лесные новости (с.81- 85)

Проблемная ситуация.

Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с приходом  весны? Винни-Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.

Кролик ответил: «Распускается первый весенний  цветок подснежник, появилась травка и теперь я гуляю  на полянке». Ослик Иа согласился с Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши, которых она с трудом отыскивала зимой.

  • Ребята, что вас удивило? (побуждение  к осознанию противоречия)

(Много мнений)

  • Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулированию учебной проблемы).

- Кто прав?

- Какое основное, главное изменение в природе весной?

Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни-Пуха заметил то изменение, которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега, просыпаются от зимнего сна животные и т.д.

В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные причинно-следственные связи в природе. Устанавливается их последовательность.

 Прием 3.

«Окружающий мир» 3 класс

Природные зоны России.

Учитель:

Ученики:

- Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.

- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

 Прием 4.

«Русский язык» 4 класс

Неопределенная форма глагола.

На доске слова : лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.

- Определите число и лицо глаголов.

Прием вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.

(в рамках некоторых тем прием применить невозможно).

 Прием5.

«Математика» 3 класс

Деление двузначного числа на двузначное.

Учитель:

Ученики:

Найдите значение данных выражений и разделите их на группы.

24:2                 70:5                   66:6

78:6                 78:13

 

 

 

24:2=12                                  78: 6=13

66:6=11                                   70:5=14

I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.

II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых.

78:13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное число

 Прием 6.

«Русский язык» 2 класс

Непроизносимые согласные.

- Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ. (Морозы, пороги, образы.)

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

- А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?

(Таким же: вестники, сердца, тростники.)

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 Создание проблемной ситуации с использованием грамматических сказок.

«Русский язык» 3 класс

Местоимение как часть речи.

Минутка чистописания. Прописываются элементы букв и слова кто, кот, кит.

- К какой части речи относятся данные слова? А слово кто? Так в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите ее раскрыть?

- Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог Януш Корчак.

…Я вам расскажу сейчас об одном  маленьком словце, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое слово – кто. Постучали в дверь – ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды? А тот вовсе бы отвечал: «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а все только спрашивал. А так: «Кто там?». Там Катя, там Леша, Игорь, Светлана Борисовна. В таком коротеньком слове сидят все имена всех людей на свете.

-Какое слово мы произнесли вместо имени?

- Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени.

- Кто догадался, о какой части речи идет разговор?….

Если  учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Данная характеристика является определяющей, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.

Надо отметить, что учебники УМК «Начальная школа XXI века» составлены таким образом, что в них содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения. Учителю необходимо только желание сделать урок проблемным.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после» , 12/2006.
  2. Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  3. Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, 1985.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.

 

Вход на сайт
Поиск
Директор школы

Светлана Викторовна Тузова

Приемный день: четверг с 15:00-17.30

  • Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д.42а.

  • Телефон/факс:
    (4967)726421
  • E-mail:
    school5_serpuhov@mail.ru
  • Школа в картинках
    Аттестация


    1 - 9 классы:

    1 триместр -
    01.09.2017 - 30.11.2017
    2 триместр -
    01.12.2017 - 28.02.2018
    3 триместр -
    01.03.2018 - 31.05.2018 (1-8 классы)
    3 триместр -
    01.03.2018 - 25.05.2018 (9 классы)
    10 - 11 классы:

    1 полугодие -
    01.09.2017 - 26.12.2017
    2 полугодие -
    09.01.2018 - 31.05.2018 (10 классы)
    2 полугодие -
    09.01.2018 - 25.05.2018 (11 классы)

    Расписание звонков

    Первая смена


    1 урок: 8.00-8.40
    2 урок: 8.50-.9.30
    3 урок: 9.45-10.25
    4 урок: 10.35-11.15
    5 урок: 11.25-12.05
    6 урок: 12.20-13.00
    7 урок: 13.10-13.50

    Вторая смена


    1 урок: 13.30-14.10
    2 урок: 14.30-15.10
    3 урок: 15.20-16.00
    4 урок: 16.10-16.50
    5 урок: 17.00-17.40

    Каникулы

    Осенние
    28.10.2017 - 05.11.2017 (9 дней)
    Зимние

    27.12.2017 - 08.01.2018 (13 дней)
    Весенние

    24.03.2018 - 01.04.2018 (9 дней)
    Летние

    26.05.2018 - 31.08.2018 (для учащихся 1 классов)
    Летние

    31.05.2018 - 31.08.2018 (для учащихся 2-8, 10 классов)

    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Полезные сайты
    1. Министерство образования и науки РФ

    2. Министерство образования Московской области

    3. Комитет по образованию г. Серпухова

    4. УМЦ г. Серпухова

    5. Каталог-рейтинг образовательных учреждений РФ

    7. Официальный сайт музея МОУ СОШ №5
    Телефоны помощи
    Архив записей
    МОУ СОШ №5 © 2017
    Хостинг от uCoz